ЧТО ЖДУТ  КОММУНИСТЫ ОТ ПАРТИЙНЫХ  ТЕОРЕТИКОВ?

                                                                                               

 

До распада Советского Союза среди рядовых коммунистов бытовало мнение, что все основные теоретические вопросы построения коммунистического общества разработаны, и необходимо лишь выполнять решения руководящих партийных органов.  Чего только стоило заявление Н.С. Хрущева о том, что к 80-му году советские люди будут жить при коммунизме,  либо введение в оборот термина  «развитой социализм». Всячески пропагандировалась идея, что другого пути к коммунизму, кроме того, который реализовывался в СССР, не существует.  Как теперь стало ясно, все это результат слабой теоретической подготовки наших партийных руководителей  и запущенности теоретической работы в целом. Необходимость развития теории марксизма-ленинизма  не поднималась.  Последней серьезной теоретической работой наших партийных руководителей можно считать работу И.В. Сталина  «Экономические проблемы социализма в СССР», содержащую анализ  результатов экономической дискуссии в ноябре 1951 года и изданную в 1952 году.  Слабость теоретических исследований  в то время может быть  подтверждена, например, шельмованием новой прогрессивной науки  кибернетики в 50-е годы прошлого столетия.

Советский Союз в довоенное  и послевоенное время находился в состоянии перехода от капитализма к коммунизму. При этом бытовало мнение, что чем быстрее будет уничтожены остатки частной собственности, тем быстрее произойдет переход к коммунизму.  Теория перехода от капитализма к коммунизму не разрабатывалась, так же как она не разрабатывается и в настоящее время.

Между тем жизнь уверенно шла вперед,   быстро развивались производительные силы, претерпевали изменения и производственные отношения.

Появилась китайская модель социализма, существенно отличающаяся от советской модели. Своеобразным путем к социализму перешла  Куба. Можно с уверенностью утверждать, что нестандартным путем строится социализм в Белоруссии. Необычными путями движется к социализму Венесуэла.  Нет сомнения в том, что, не смотря на отчаянные попытки современных империалистов задушить социализм и искоренить сами коммунистические идеи, вскоре все новые и новые народы встанут на путь социалистического развития. Каковы же будут  формы и  особенности этого перехода. Глубокое понимание этой проблемы оказало бы существенную помощь трудящимся в их борьбе за свое освобождение от капиталистического рабства.

Закономерно возникает вопрос – каковы же общие закономерности перехода общества от капитализма к коммунизму?  Теперь стало совершенно очевидно, что  социализм как переходный период к коммунизму  это сложный и неоднозначный процесс. Нет сомнения, что этот период будет достаточно длительным,  характеризоваться своими специфическими противоречиями, которые в разных странах будут проявляться различным образом. Уже в настоящее время можно наблюдать особенности,  которые проявились в различных странах, вставших на путь построения социализма.

Какие это особенности, чем они обусловлены  и зависят от различных внутренних и внешних факторов – одна из насущных проблем современного коммунистического движения, которая на сегодняшний день не только не решена, но даже и не поставлена.

Вторая важнейшая проблема – роль и место коммунистических партий в переходный период от капитализма к коммунизму.  В настоящее время мы наблюдаем  активную руководящую роль компартий в Китае и Вьетнаме. Вместе с тем социалистическая Белоруссия успешно развивается без руководства компартии. Своеобразное явление по этой части наблюдается в Венесуэле.  Вспомним, что освобождение от колониальной зависимости на Кубе произошло без участия компартии и лишь позднее руководство Кубы перешло на позиции коммунизма.  Эти вопросы вольно или невольно задают себе рядовые коммунисты и не могут найти на них ответ ни в произведениях  К. Маркса и В.И. Ленина, ни в работах современных партийных теоретиков.

До конца не ясен вопрос, какое же общество можно считать капиталистическим, а какое социалистическим?  В различных работах можно найти утверждение о «шведском социализме».  Так ли это? Если судить о жизненном уровне в Швеции и сравнивать его с жизненным уровнем, например, в Корее, то высказанное положение можно считать справедливым. Или другой пример: по внешним признакам, представляется, что  по построению общественных отношений  Швеция и Белоруссия находятся на одном уровне: коммунистические партии там не у власти, жизненный уровень примерно одинаков  и даже, видимо, в Швеции выше, чем в Белоруссии, государственный  сектор промышленности в обеих странах значителен, частная собственность разрешена. Так в чем же принципиальное отличие этих стан друг от друга?  Где же тот определяющий признак, или группа признаков, которые позволили бы отнести страну  к социалистической или капиталистической?

Одним из вопросов, который требует теоретического обоснования,  является отношение коммунистов к религии на современном этапе  развития общества.  Хорошо известно, что после Октябрьской революции борьба с религией велась жестко и даже жестоко, она носила воинствующий характер. В значительной мере это было обусловлено резко отрицательным отношением руководящих религиозных деятелей к советской власти. Были здесь и существенные перегибы  в политике большевиков, в частности  четкого различия между  религией как социальным явлением и верующими людьми на деле не проводилось.

В военное время по инициативе И.В. Сталина  отношение к религии претерпело существенное изменение. Это было обусловлено, в частности, изменением отношения руководящих религиозных деятелей к Советской власти.

В настоящее время в нашей стране и других странах, где  одержал временную победу капитализм, происходит возрождение религии. Это совершенно понятно, так как религия всегда паразитировала на людском  горе. Многие, к сожалению, видят свое спасение в уповании на некоторые потусторонние силы. К сожалению,  Компартия Украины покаялась в своих действиях, допущенных в отношении  к церкви.  Правильно ли это? Учитывались ли исторические условия конфронтации  церкви и компартии в послереволюционное время и сегодняшние последствия этого шага? Видимо, нет.  Поэтому  сегодня на страницах газеты «Коммунист» ведется религиозная пропаганда, руководители партии награждаются религиозными орденами и т.д. С такой партийной линией согласиться нельзя. В настоящее время церковные деятели используют авторитет коммунистов в своих религиозных целях. В подтверждение сказанного можно привести пример демонстративного отказа  архиепископа  Павла от баллотировки в киевский городской совет по спискам КПУ. Он ясно дал понять, что с коммунистами ему не по пути.  Неужели религия перестала быть опиумом народа? Наряду с поддержкой верующих людей в их борьбе за улучшение своих прав, компартия должна вести систематическую и настойчивую пропагандистскую борьбу с религией, как социальным явлением.  Естественно, не скатываясь при этом на позиции  оскорбления чувств верующих.

Важнейшим теоретическим вопросом  в настоящее время  является вопрос о путях и способах уничтожения частной собственности.  В своем знаменитом труде  «Коммунистический  манифест»  К.Маркс  и Ф. Энгельс указывали  «…коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности».  Это фундаментальное положение справедливо сегодня, как и 160 лет тому назад.  Вместе с тем жизнь оказала, что уничтожение частной собственности показало, что уничтожение частной собственности это сложный, неоднозначный и противоречивый процесс.  Уже в 20-е годы 20 столетия стало ясно, что изданием какого либо закона или декрета одномоментно  уничтожить частную собственность нельзя. Именно это вынудило  В.И. Ленина предложить ввести НЭП.  Он просуществовал недолго. В то время Советская страна в одиночестве выступала против мощного капиталистического окружения.  Сейчас особенно четко видно, что индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства в тех условиях были насущно необходимы для самого существования СССР.  Сворачивание НЭПа в те времена диктовалось жизненной необходимостью.

В послевоенное время, как представляется,  Компартия в вопросах ликвидации частной собственности допустила ряд ошибок. Трудовая деятельность так называемых «частников» - сапожников, извозчиков, портных, ремесленников  пресекалась различными способами.  Правильно ли это было?  Ведь они никого не эксплуатировали и жили за счет результатов своего личного  труда.

Проблема ликвидации частной собственности в современных условиях,  когда производительные силы получили огромное развитие, встала по-новому.

Ранее, так называемые  «частники», использовали в своей работе  в качестве орудий труда примитивные устройства: ручные инструменты, швейную машину, простейшие приспособления и т.д.  Производительность их труда была невелика. В настоящее время орудия труда чрезвычайно усложнились. Они теперь позволяют «частнику» в массовом количестве производить различные довольно сложные товары. Нет сомнения в том, что дальнейшее развитие производительных сил приведет к созданию новых еще более совершенных и высокопроизводительных средств  труда. В этих условиях  отдельный производитель, приобретя сложное автоматическое устройство, сможет  лично без найма дополнительной рабочей силы, в массовом количестве  производить достаточно сложные товары.

Можно ли считать его личные довольно сложные  автоматические устройства личной собственностью? Наёмный труд он при этом не использует и  никого не эксплуатирует. 

   Ранее личная собственность перерастала в частную путем найма рабочей силы. Это было характерно в тех условиях, когда орудия труда были простыми и не обеспечивали  его высокой производительности.  Можно предположить, что  свойства перерастания личной собственности  в настоящее время и в будущем  останутся в силе.  Однако возникает вопрос, во что будет перерастать личная собственность при переходе от социализма к коммунизму?    «Частник» будущего, производя продукты в массовом количестве без эксплуатации чужого труда, должен их каким то образом  сбывать.  Следовательно, возникает новый вопрос – будет ли при социализме рынок сбыта,  и какими свойствами он будет обладать?  Нашим современным партийным теоретикам, на наш взгляд, следовало бы вплотную заняться этой проблемой.  Она имеет большое практическое значение,  и  способствовала бы формированию среди трудящихся научного самосознания, определяя цель их борьбы за свое будущее и будущее своих детей.   И это, как представляется, тоже есть предмет глубокого теоретического исследования. Видимо есть такая грань, когда  усложнение орудий труда приводит к перерастанию личной собственности в некоторую другую собственность, название которой пока не определено

В современных условиях возникла необходимость четко определиться с использованием термина «пролетариат».  Классики марксизма-ленинизма под пролетариатом понимали  класс трудящихся, представители которого были отделены от орудий производства, а их рабочая сила выступала как товар. В современной политической литературе можно встретить утверждения, что к пролетариату можно отнести работников умственного труда, появился термин «базарный пролетариат».   Нужно, наконец, точно определиться с современным понятием термина  «пролетариат».  В связи с этим возникает вопрос о том, справедливо ли в современных условиях положение, выдвинутое В.И. Лениным,  о том, что большевики должны сосредоточить свои главные усилия на работе с пролетариатом  крупных  предприятий, который наиболее организован и дисциплинирован?

Анализируя пути перехода от капитализма к коммунизму,  В.И. Ленин  неоднократно обращал свой взор к государственному капитализму. Он считал, государственный капитализм был бы весьма полезен для подъема экономики Советского государства в условиях разрухи, вызванной гражданской войной и иностранной интервенцией.  Государственный капитализм в нашей стране широкого распространения не получил, однако после второй мировой войны в странах восточной Европы он получил довольно широкое распространение и способствовал росту экономики этих стран.  Видимо, наличие государственного капитализма сыграло свою роль в возрождении капиталистических порядков в таких странах как Польша и Чехословакия.  Следовательно, в этом случае государственный капитализм показал свои отрицательные качества.   Каково отношение  Компартий к государственному капитализму в современных условиях, учитывая его положительные и отрицательные свойства?  Вопрос этот теоретически не только не разработан, но даже и не поднимался. Можно предположить, что в существующей обстановке государственный капитализм для Украины был бы весьма полезен, во-первых, для ограничения всесилия олигархов и, во-вторых, для усиления роли пролетариата в нашем государстве.

Выше были подняты некоторые теоретические вопросы, которые имеют, как представляется, существенное значение для выработки генеральной линии поведения Компартий.  Хотелось бы, чтобы эти и другие существенные теоретические вопросы были широко обсуждены в партийной среде.     

 

     28.05.08 г.    Харьков

                                                           А.А. Метешкин   

                                                                                           Возврат  в оглавление

 

 

Сайт управляется системой uCoz