Ф. ЭНГЕЛЬС О ПРИНЦИПАХ КОММУНИЗМА

 

Произведение «Принципы коммунизма» Ф.Энгельс создал в октябре-ноябре 1847 г. В нем один из основоположников научного коммунизма дает определение коммунизма: «Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата». Дает определение и пролетариата: «Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала, -  класс, счастье и горе, жизнь и смерть, все существование которого зависит от спроса на труд. Класс совершенно неимущих, которые вследствие этого вынуждены продавать буржуа свой труд, чтобы взамен получить  необходимые для их существования средства к жизни».

Давая краткую характеристику пролетариата, Ф.Энгельс определяет и его основную задачу: «Скопление огромных масс пролетариев… в городах внушают пролетариям  сознание их силы. С одной стороны, вследствие роста недовольства пролетариата, а с другой – вследствие  роста его мощи, промышленная революция  подготавливает социальную революцию, которую произведет пролетариат».  

При этом Ф.Энгельс формулирует очень важное положение: «Пролетариат освобождает себя тем,  что упраздняет конкуренцию, частную собственность и все классовые различия». То есть пролетариат, как самый организованный и мощный общественный класс, начинает социальную революцию и, вовлекая в нее своих естественных союзников в лице всех трудящихся, освобождает не только себя, но всех трудящихся, в конечном итоге все человечество от ига частной собственности на средства производства. Вместо частнособственнического общества возникает новый общественный строй – ассоциация, при которой руководство производством осуществляется по плану всем обществом и соответственно потребностям всех членов общества.

Рабочий класс (пролетариат) – первый во всемирной истории класс, чьи классовые интересы станут общечеловеческими интересами. Свободный человек – достижение именно такой цели составляет содержание исторической миссии рабочего класса. Он начинает реализацию общечеловеческих интересов через революцию (и только через нее), в которой установит свою диктатуру  только для того, чтобы упразднить всякую эксплуатацию человека человеком и создать бесклассовое, гармонично развивающееся общество. Таким образом, в научном коммунизме увязано в единое целое освобождение рабочего класса, всех трудящихся, каждой личности. Тем самым гуманизм научно обоснован как революционная программа классовой борьбы. В этом заключается смысл классового подхода к общественной жизни.

Более160 лет назад Ф. Энгельс писал: « С начала… столетия в положении промышленности беспрестанно происходили колебания между периодами процветания и периодами кризиса, и почти регулярно через каждые 5 – 7 лет наступал кризис, причем каждый раз он вызывал  величайшие бедствия среди рабочих, всеобщее революционное возбуждение и величайшую опасность для всего существующего строя.  …В настоящее время все эти бедствия объясняются  только общественным строем, который уже не соответствует условиям времени. …Уже имеются средства для окончательного устранения этих бедствий путем создания  нового общественного строя».

За прошедшие с того времени 160 с лишним лет капитализм (империализм) развязал две мировые войны, унесшие более70 миллионов человеческих жизней,  многочисленные региональные и так называемые локальные войны, применил оружие массового поражения против мирного населения планеты, осуществил сотни интервенций, блокад и других агрессивных актов, направленных против «непокорных» стран и народов … Словом, величайшие бедствия, которые причинил человечеству капитализм к середине 19-го века, и которые осудил Ф.Энгельс многократно увеличились, и опасность новых бедствий многократно возросла. Это наглядно демонстрируется разразившийся  по вине империалистических кланов нынешний (2009 г.) экономический кризис, превращающий, по выражению Ф.Энгельса, широкие народные массы в пролетариев, положение которых «становится тем более бедственным и невыносимым, чем больше увеличиваются богатства буржуа».

Главным препятствием на пути прогресса человечества Ф.Энгельс называет частную собственность на средства производства: «…Могучие, легко поддающиеся  увеличению производственные силы, до такой степени переросли частную собственность и буржуа, что они непрерывно вызывают сильнейшие потрясения общественного строя.  Поэтому…уничтожение частной собственности стало не только возможным, но и совершенно необходимым».

При этом Ф.Энгельс считает наиболее желательным мирный путь упразднения частной собственности: «Коммунисты… были бы последними, кто стал бы против этого возражать». И формулирует вывод: «Мирный исход революции будет зависеть от степени сопротивления эксплуататорских классов». Антикоммунисты разных направлений наплодили массу обвинений марксистов в якобы их любви к всеобщему революционному насилию и тотальному разрушению. Такие обвинения лишены оснований и, как правило, скрывают злобный очернительный подтекст. Никогда основоположники научного коммунизма, их соратники и последователи не превращали революционное насилие в божество. Это и отражено  Ф.Энгельсом в  «Принципах коммунизма».

Более того, в этой работе сделан очень важный вывод  относительно сроков упразднения частной собственности: «Уничтожить частную собственность сразу невозможно. Революция пролетариата сможет только постепенно преобразовать  нынешнее общество и только тогда уничтожит частную собственность, когда будет создана необходимая для этого масса средств производства. Революция, прежде всего, создает демократический строй и тем самым политическое господство пролетариата. Это позволит немедленно приступить к проведению широких мероприятий, непосредственно посягающих на частную собственность…». К числу таких мероприятий Ф.Энгельс отнес:

-Ограничение частной собственности (налоги, отмена наследования, принудительные займы и т.д.).

-Постепенная экспроприация земельной собственности, владельцев железных дорог и судовладельцев, фабрикантов и владельцев заводов.

-Конфискация имущества эмигрантов и саботажников.

-Централизация кредитной системы и торговли деньгами в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом. Закрытие частных банков и банковских контор.

-Концентрация всего транспорта в руках нации.

-Одинаковая обязательность труда для всех членов общества.

-Воспитание всех детей в государственных учреждениях и за государственный счет. Соединение воспитания с трудом.

-Сооружение жилищ для трудящихся, соединение преимуществ городского и сельского образа жизни.

В итоге, подчеркивает Ф.Энгельс, когда весь капитал, все производство, весь обмен будут сосредоточены в руках нации, «тогда частная собственность отпадет сама собой, и производство увеличится в такой степени, а люди настолько изменятся, что смогут отпасть и последние формы старого общества».

Как видно, никакого «насилия над историей», никакого «подстегивания истории», тотального и огульного «подавления и уничтожения частной собственности» коммунистическая революция не предполагает. Она планирует, по выражению К. Маркса, «положительное упразднение частной собственности» и ее реальное обобществление, т.е. собственность остается, но она становится достоянием всех и каждого. Это не насилие  над законами общественного развития, а планомерный, научно управляемый революционно-эволюционный процесс положительного упразднения частной собственности.

Ф.Энгельс указал и главные результаты упразднения частной собственности:

-Всеобщая ассоциация всех членов общества в целях совместной и планомерной эксплуатации производительных сил.

-Развитие производства в такой степени, чтобы оно удовлетворяло потребности всех.

-Ликвидация такого положения, когда потребности одних людей удовлетворяются за счет других.

-Упразднение классов и противоположностей между ними.

-Всестороннее развитие способностей всех членов общества путем устранения прежнего разделения труда путем смены родов деятельности, производственного воспитания, участия всех  в пользовании благами, которые производятся всеми же.

Ф.Энгельс (как и К. Маркс) полагал, что коммунистическая революция произойдет одновременно в наиболее развитых странах. В «Принципах коммунизма» значится: «Коммунистическая революция произойдет одновременно во всех цивилизованных странах (Англия, Америка, Франция, Германия). Она окажет также значительное влияние на остальные страны мира  и совершенно изменит и чрезвычайно ускорит их прежний ход развития.  Она есть всемирная революция и будет поэтому иметь всемирную арену».

Всемирная история, как известно, внесла коррективы в это предвидение основоположников научного коммунизма.  Но то, что коммунистическая революция есть всемирная революция и поэтому будет иметь всемирную арену, - остается неопровержимым научным выводом. Современное мировое развитие повсеместно демонстрирует возможности поворота к  новому обществу, «положительного упразднения частной собственности», а вместе с ней и капитализма.

В «Принципах коммунизма» Ф.Энгельс изложил рекомендации относительно совместных действий коммунистов и социалистов, коммунистов и остальных демократических партий.

Коммунисты и социалисты: «Коммунисты в моменты действий будут заключать соглашения с социалистами и вообще …должны придерживаться по возможности общей с ними политики, если только социалисты не пойдут в услужение к господствующей буржуазии и не станут нападать на коммунистов. Разумеется, совместные действия не исключают обсуждения тех разногласий, которые существуют между ними и коммунистами».

Коммунисты и остальные демократические партии: «Отношение коммунистов к  демократическим партиям должно быть различным в различных странах.  Где господствует буржуазия коммунисты … имеют некоторые общие интересы с различными  демократическими партиями, причем эта общность тем значительнее, чем больше демократы приближаются к целям коммунистов…, т. е. чем яснее и определеннее демократы отстаивают интересы пролетариата и чем больше они опираются на пролетариат».

Думается, что эти советы Ф. Энгельса важно учитывать современным коммунистам при формировании блока левых сил для борьбы с буржуазными режимами.

 

                2009 г.                                         А. Добрицкий

                                       Возврат в оглавление.

 

Сайт управляется системой uCoz