Н. Биндюков

                                   Компартия в 21 веке: цели и смысл

                                              политического бытия

 

1.Философско-социологические предпосылки функционирования
                               массовой Компартии 21 века

На пороге нового тысячелетия, мы, ученые, уже можем достаточно глубоко размышлять  о том, что, скорее всего, произойдет в 21 веке, хотя бы в первой его половине. Вопрос о перспективах человечества занимает, так или  иначе,  все политические силы человеческого общества, всех мыслителей самых разных мировоззренческих школ и ориентаций.

Прогрессивная научная мысль все более склоняется к констатации факта, что сегодня буржуазная форма  общественного бытия приблизилась к пределу своих возможностей. Капиталистический способ производства натолкнулся не только  на свои внутренние, но и на естественные природные границы.    Он не утратил своей антигуманной сущности.   Он лишь ослабил социальную напряженность внутри богатых метрополий, но при этом обострил  противоречия между  высокоразвитыми и экономически слабыми странами. Замена капитализма социализмом выступает сегодня как все более осознаваемая людьми необходимость.

Можно предположить, что в обозреваемый период лагерь социализма расширится за счет капиталистических  и, прежде всего развивающихся стран. Среди их будет, несомненно, и Россия, а может, и обновленный СССР.

Вот почему в центр внимания общественной мысли вновь возвращается вопрос о судьбах и перспективах социализма как разумной альтернативы современному империализму, который все более разоблачает  себя как сила реакционная, антигуманная, деструктивная.

Однако с поражением социализма в Советском Союзе, странах Центральной и Юго-Восточной Европы настроения среди политической и  научной общественности приобрели неоднозначный и даже поляризованный характер.

«Социализм» - понятие, во многом приобретает сакральный смысл – одних привлекает и манит, других – отталкивает и повергает в состояние  иррациональности, слепого фанатизма. Однако сквозь толщу  мифологических представлений о социализме постепенно начинает пробиваться лучик рационалистического, то есть научного представления феномена социализма не только прошлого, но и ближайшего будущего. Примером такого подхода являются две изданные в Москве в 2000 году капитальные работы: «Современная Россия и социализм. Опыт непредвзятой дискуссии» и «Уроки  20 века и путь в 21 век. Социально-философский анализ и прогноз» В.С. Семенова. В этом ряду можно назвать работы: Ю.К. Плетникова «Будущее – социализм. Новые черты современной эпохи» и В.А. Сапрыкина «Русская культура и социализм».

Теперь становится все более очевидным: человечество не может остановиться на стадии империализма. Переход к социализму исторически обусловлен. К. Маркс гениально доказал, что существуют диалектические законы истории, отменить которые не в силах никто. Именно опираясь на них, мы можем предсказать в общих чертах, что переход к социализму в 21 веке неизбежен. Но сказать это – сказать очень мало.

В самом деле, зачастую конкретно нельзя предсказать конкретно наше будущее, так как оно зависит от многообразных сценариев, предполагаемых и осуществляемых людьми. Никто не может с абсолютной точностью  предсказать ход будущих событий из-за возможности вмешательства совершенно неожиданных событий и фактов. В истории случайность – это реальный факт. Например, кто может предсказать появление каких-либо харизматических личностей, героических или деспотических, новых движений – прогрессивных или реакционных? А как поведет себя мировой империализм во главе с США?

То, что кажется порой немыслимым в одной ситуации, может произойти в другой. Давайте мысленно перенесемся в начало 20-го столетия. Кто мог представить, что небольшая партия большевиков, опираясь на народ,  свергнет царский режим и захватит власть в самой большой стране мира?

Еще 20 лет назад мог ли кто предсказать, что дело социализма будет предано Горбачевым и К ˚ и 70 лет героического труда и борьбы КПСС и народа будут уничтожены?

И кто мог представить себе в 1985 году нынешний процесс варварской капитализации России?  Ведь «воля истории» представлялась столь «ясной и понятной», что победа социализма не вызывала никакого сомнения… Но все, как видим, обернулось иначе.

Полагаю, что мы явно недооцениваем роль субъективного фактора в общественном развитии. Понять диалектику объективного и субъективного, не допуская при этом ни преувеличения, ни умаления одной из сторон, можно лишь на основе четкого проведения различия между ними. Ленинское теоретическое и практическое  наследие – хорошее подспорье нам в этом вопросе. Борясь в конце 19-го – начале 20-го века с «легальными марксистами», В.И. Ленин разоблачал одного из них – П.Струве, который, признавая непреодолимые исторические тенденции, исключил из них революционную деятельность, выражался языком «объективиста, а не марксиста (материалиста)» (Ленин В.И. ПСС, т.1. с.418). Известно, что руководители 2-го Интернационала фетишизировали объективные общественные законы, предопределяя тем самым пассивность субъективного фактора в общественном освободительном движении.

Другой противоположностью является субъективизм, который приписывает решающую роль субъективному фактору. Таковы были анархисты, бланкисты,  бакунисты, с которыми В.И. Ленин вел научную и политическую борьбу. Нам надо хорошо вникнуть в эту страницу нашей научной, теоретической мысли, в реальную ткань политической истории страны, и тогда мы поймем, что:

Во-первых, субъективный фактор в развитии общества – это сознательная деятельность людей, классов, партий, творящих историю; это их организованность, воля и энергия, без которых невозможно практическое решение назревших исторических задач: в данном случае – переход к социализму.

Во-вторых, только в процессе сознательной деятельности может осуществиться переход к новой, высокой ступени общественного развития, то есть к социализму. При этом речь идет не вообще о сознательности, а о той ее степени проявления, которая соответствует общим интересам, целям всего общества. Иначе говоря, речь идет не об индивидуальном, эмпирическом сознании, а об общественном теоретическом сознании.

В-третьих, субъективный фактор  в процессе перехода к социализму включает в свое содержание не только исторически осознанные действия, но и их организацию, то есть организаторскую деятельность, которая пронизывает политическую и  духовную жизнь общества. Без организованности, организаторской деятельности передового отряда трудящихся, то есть без партии, немыслимо решение назревших задач перехода к социализму.

Таким образом, сознательность и организованность внутренне связаны между собой – одно невозможно без другого. «Сознательность передового отряда – в том, между прочим, и проявляется, что он умеет организовываться» - писал В.И. Ленин (Ленин В.И. ПСС, т.24, с.34).

Все сказанное, на мой взгляд,  отвечает на главный вопрос: зачем нужна нашей стране Коммунистическая партия как организация, в чем цели и смысл ее политического бытия? Суммируя, еще раз скажу кратко: партия нужна для того, чтобы помочь народу подняться с колен и перейти к социализму всерьез и надолго.

В истории бывают периоды, когда объективные условия созрели для конкретных перемен в обществе, а сил у прогрессивных классов недостаточно, чтобы произвести эти перемены.  «Тогда общество, - по словам В.И. Ленина, - гниет и это гниение затягивается на целые десятилетия» (Ленин В.И. ПСС., т.11, с.367). Ныне Россия, полагаю,  переживает именно этот этап в своей истории. Реакционные пробуржуазные силы ничего не могут предложить народу: все та же приватизация, эксплуатация,  обнищание и деградация. Левые силы, раздробленные и не объединенные не в состоянии объединить общество. КПРФ по мере сил и своего наличного состояния сопротивляется режиму, но ее усилий явно недостаточно. К тому же, скажем откровенно, растет разочарование ее действиями у той части общества, которая искренне желает возвращения социализма, но сама не проявляет солидарной активности в протестных действиях. И снова, как в начале 20-го века стают пронзительные вопросы: что делать и с чего начать?

Ответ единственный, как и 100  с лишним лет тому назад – во времена В.И. Ленина: создавать партию как высшую форму классовой организации общества, то есть рабочих и крестьян, всех угнетенных и эксплуатируемых капитализмом.  И, говоря словами Ленина сегодня нужно не схоластическое  «сочинение планов переустройства общества, не проповедь капиталистам и их прихвостням об улучшении положения рабочих, не устройство заговоров, а организация классовой борьбы пролетариата и руководство этой борьбой, конечная цель которой – завоевание политической власти пролетариатом и организация социалистического общества» (Ленин В.И. ПСС., т.4, с. 183).

Без массовой общероссийской общественной организации – политической партии, созданной на добровольных началах гражданами, объединившимся на основе общности интересов для реализации ее программных и уставных целей, без партии, пронизывающей все этажи социальной иерархии общества, мы обречены на годы гниения в затхлой атмосфере  криминального капитализма. Это сегодня почти аксиома!

 

2. Какой должна быть Коммунистическая партия в реалиях

                           России  21 века?

Прежде всего замечу, что в первой половине нового столетия Компартии придется работать в трех принципиально различных условиях:

Сегодня она работает и еще какое-то время будет действовать в легальных условиях оппозиции правящему буржуазному классу. (Хотя я допускаю и работу партии в нелегальных условиях, если политический режим вынудит ее к этому). И на этом этапе партия обязана организовать защиту трудящимися  их социальных, экономических, политических интересов, возглавить массовые выступления людей за свои права и против насильственной капитализации страны; отстранить вместе с трудящимися от власти мафиозно-компрадорскую  буржуазию, установить власть трудящихся, патриотических сил.

На втором этапе, когда партия вместе со своими союзниками сформирует правительство национального спасения, главной задачей станет устранение катастрофических последствий «реформ», остановка спада производства, обеспечение основных социально-экономических прав трудящихся; возвращение народу и взятие под контроль государства имущества; налаживание самоуправления и контроля трудовых коллективов за производством и распределением национального богатства. Это будет переходный, восстановительный период, при котором сохраняется обусловленная уровнем производительных сил экономическая многоукладность. Сколько времени продлится этот период, вряд ли кто возьмется прогнозировать. Все будет зависеть от ряда обстоятельств и факторов.

Несомненно, в этот период партии придется взять на вооружение опыт коммунистов времен НЭПа и восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны, а также многое из опыта системы управления  довоенных  США  и послевоенных Японии и Германии, конечно, опыт современного Китая, Вьетнама и других стран.

Это будет, по моему мнению, труднейший период для партии, всех коммунистов.

Третий этап ознаменует окончательное формирование социалистических отношений на экономическом базисе, отвечающим требованиям модели оптимального социалистического развития.

Для того чтобы обеспечить реализацию задач на каждом из этих этапов, партии придется критически отнестись к своему предыдущему опыту, научиться перестраиваться без кампаний.

В этой связи выскажу, возможно, еретические мысли с точки зрения устоявшихся коммунистических догматов, к которым партийцы привыкают как к домашним тапочкам. Ресурс строительства партии по образу и подобию КПСС во многом себя исчерпал.  Если руководящий орган партии не осознает это, то даже взяв власть, страну быстро восстановить не удастся, ибо люди не увидят в партии авангарда, за которым следует идти вперед к социализму.

Что же здесь нам надо пересмотреть, от чего отказаться? Мне представляется, что:

а) исчерпало себя традиционное деление партийной массы на  «вождей», все знающих и все понимающих, и на «рядовых» членов, лишь выполняющих волю «вождей». Старики еще это понимают, современную молодежь данное обстоятельство не устраивает. Молодежи нужен другой уровень отношений  внутри партии (психологических, нравственных, товарищеских, интеллигентных);

б) отсутствие действенного механизма контроля  над «верхами» в партии, вообще над любыми «начальниками» отталкивает от партии думающих и искренних людей;

в) «…В большой партии, - писал Ф.Энгельс, - не может дальше существовать строгая дисциплина секты, и это имеет также свои положительные стороны» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т.38, с.70);

г) партия не может жить  в условиях даже малейшего проявления двойной морали: одна для официального представительства, а другая – для повседневной жизни.  Ведь это одна из причин развала КПСС. Нравственная чистота и безупречность – главное условие функционирование партии.

Эту ревизию достойного и недостойного в партии можно было бы продолжить. Но ограничусь сказанным.

Сохраняя многое из 100-летней истории  Коммунистической партии, необходимо, на мой взгляд,  иметь в виду, а может быть ввести в партийные документы следующие положения (цитирую по Ф. Энгельсу и В.И. Ленину):

1) «Всякая рабочая партия большой страны может развиваться только во внутренней в полном соответствии с законами диалектического развития (Ф. Энгельс) (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.35, с.312);

2) «Партия настолько велика, что абсолютная свобода обмена мнений внутри ее является необходимостью…

Самая большая в  империя (Речь идет о Германии в конце 19 века) партия не может существовать без того, чтобы в ней не проявлялись в изобилии всякого рода оттенки, и надо избегать даже видимости диктатуры на манер швейцарской…» (Ф. Энгельс) (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т. с373-374).

3) «Необходимо, чтобы люди перестали, наконец, обращаться  с партийными чиновниками – своими собственными слугами – с постоянной чрезмерной деликатностью и вместо критики их покорнейше повиноваться им как непогрешимым бюрократам» (Ф.Энгельс) (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.38, с.29).

4) «Крепкой социалистической партии не может быть, если нет революционной теории, которая объединяет…» (Ленин В.И. ПСС, т.8, с.183).

5) «Больше света: осуждение «непоследовательности» и «мелких разногласий»..., «поражения» вождей; выбор вождей должен быть сознательным» (Ленин В.И. ПСС, т.8, с.464).

6) «Для члена партии было бы весьма полезно знать,  что происходит в высшем партийном учреждении» (Ленин В.И. ПСС, т.8, с.442).

7) «Голосовать без коллегиального обмена мнений. Трусливо. Дико. Пошло. Вредно» (Ленин В.И. ПСС, т.44, с.263).

8) «Очистить партию от мазуриков, от обюрократившихся, от нечестных, от нетвердых коммунистов и от меньшевиков, перекрасивших «фасад», но оставшихся в душе меньшевиками» (Ленин В.И. ПСС, т.44, с.122-124).

Как практический партийный работник нахожу эти мысли классиков актуальными и для КПРФ. Нашей партии, перефразируя Маяковского, надо себя чаще  под Лениным чистить.

Отмеченное здесь – лишь  организационные, политические, социальные, нравственные предпосылки создания и функционирования массовой Коммунистической партии. Главный же критерий и показатель партии – это ее деятельность, в которой она реализует свою сущностную природу.  Вот о деятельности партии в современных условиях и обозримом будущем  и надо вести постоянный и квалифицированный разговор.

Выскажу в связи с этим ряд субъективных суждений. В частности, по задаваемому нередко вопросу: «КПРФ – партия парламентская или авангардная?».  Рассуждения по этой дихотомии нахожу пустыми и схоластическими. Общество – столь многообразный и сложный организм, а социальная жизнь настолько богата и насыщена, что надо ставить вопрос и отвечать на него иначе, а именно: диалектика  партийно-политической деятельности, как выражение творческой «души» Компартии.

Все имманентно присущие партийному организму функции должны выполняться, в противном случае наступает идеологическая, политическая, организационная или какая-либо еще анемия партийного организма или вообще паралич.

По настоящему пока не удалось восстановить в полном  объеме  функции КПРФ:

–идейно-теоретическую,

–аналитическую (научно-исследовательскую),

–прогностическую,

–просветительско-массовую,

–воспитательную,

–информационную,

–организационно-мобилизационную.

То, что делается сегодня, явно недостаточно для формирования привлекательного облика партии. У партии нет массовой  газеты, у газет нет «агентов» (по выражению В.И. Ленина) по всей стране; нет широкого авторского коллектива, нет радио- и телеканала, нет многого другого. И, тем ни менее, партия не может задерживаться в своем саморазвитии, самосовершенствовании. Иначе она не выполнит свои цели. Компартия должна стать, если не сегодня, то завтра, партией научного поиска и созидательного романтизма.

 

                      3. Каким должен быть современный и будущий

                                            настоящий коммунист?

Позволю себе выражение: партия такова, каковы ее  члены.

Действительно, партия – это живые люди сих плотью, моралью интеллектом, опытом. Ленинская гвардия олицетворяла ум, честь и совесть своей эпохи, поэтому она и побеждала. Она не приспосабливалась  к реальной действительности, она ее изучала, объясняла и на основе научного анализа действовала, то есть изменяла действительность. При этом у коммунистов формировались лучшие человеческие черты.

У КПРФ, как и другой политической партии, есть Устав, в котором изложены права и обязанности коммуниста. Но из них еще не следует полный облик коммуниста сегодняшнего и завтрашнего дня

Компартия – единственная в России партия коммунистической идеи – в отличие от, скажем, «партии власти» («Единство», ОВР) и «партии личности» (Яблоко, ЛДПР). Следовательно коммунист уже по определению – категория  идейная. Пожалуй, из встреченных мной определений коммуниста наиболее полно и современно оно звучит у известного советского кинорежиссера и актера Евгения Матвеева: «Коммунист для меня – высшая форма  человеческого воспитания, нравственности и порядочности» (Коммерсант, 18 ноября 1999 г.).

Но ведь люди не рождаются идейными, воспитанными и порядочными. Они становятся таковыми в общественном окружении.

Компартия никогда не станет передовой, с новым обликом, востребованной людьми, если она сама не сформулирует в дополнение к уставным и свои гражданские требования к члену партии. Быть коммунистом и  быть членом партии  не всегда одно и то же.

Что же должно  быть присуще коммунисту сегодняшнего дня и дня будущего?

Думаю, можно выделить следующие черты:

–высочайшее чувство справедливости, долга и ответственности, моральная устойчивость;

–постоянное стремление  делать добро и готовность к борьбе со злом, в каком бы виде оно не проявлялось, презрение к негодяям, перевертышам и перерожденцам;

–уважительное отношение к людям, родителям  и вообще к старшим:

–товарищество, постоянная готовность  откликнуться на чужую боль, помочь, понять и даже простить;

–жертвенность как высшее проявление искренности;

–умение довольствоваться малым;

–интернационализм, патриотизм, демократизм по сути, коллективизм, гуманизм;

–честность, порядочность, веротерпимость, чувство собственного достоинства, гордости;

–любовь к детям (своим и чужим);

– бережное отношение к животному и растительному миру.

                                        *  *   *

Компартия для нас – важнейшая  ценность. Постоянно работать над укреплением партии, отвечая  на вызовы нашего сложного времени, – важнейшая задача всех партийных организаций, всех коммунистов.

 

                                               Политическое просвещение, 2002,№3.

                                               Коммунист Украины, 2002,№4.

               Справка: Биндюков Николай Гаврилович – секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной Дума России, кандидат философских наук.

                                                                                 Возврат в оглавление

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz